О разъяснении законов в энергетике и ЖКХ

Не секрет, что культура разъяснительной работы госорганов, отвечающих за энергетику и ЖКХ, далека от совершенства. Например, можно вспомнить, как выглядит типичный ответ госоргана на адресованный ему запрос о разъяснении норм.

— Сначала обозначается суть проблемы. А иногда не обозначается. Но если это сделано, то суть не всегда можно уловить.
— Далее идет дословное цитирование правовых норм, которые прямо или косвенно относятся к освещаемой проблеме. Как правило, этот блок занимает 99% текста.
— Иногда (но не всегда) цитаты сопровождаются промежуточными выводами. Если разъяснения объемны, то выводы приходится долго и мучительно искать по всему тексту.
— Повествование резюмируется итоговыми выводами. Но бывает, что разъяснения ограничиваются лишь цитатами применимых норм, из которых читатель должен сделать выводы сам.

Хрестоматийный пример – недавнее письмо Минстроя России от 10.05.2023 № 26438-ОП/0 о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества (см. текст).

Понятно, что ценность таких разъяснений невелика. Но именно аналогичных ответов – большинство. А значит с текстами разъяснений пора что-то делать.

Как минимум, надо упрощать формат и объем изложения. Например, фиксировать в "теле" разъяснений только проблематику и выводы госоргана.

Что касается цитатника норм, то его надо либо исключать из текста совсем (например, ограничившись ссылкой на применимые пункты НПА), либо выносить в отдельное приложение. Это очистит сутевую часть разъяснений от малополезной информации и сконцентрирует читателя на главном.

И конечно нужна публичная и регулярно обновляемая база разъяснений. Она обеспечит их доступность и в целом повысит результативность методологической работы госорганов. Да и нагрузка на исполнителей снизится. Ведь подчас госорганы вынуждены отвечать на повторяющиеся вопросы.

С наличием же актуальной базы большинство сможет самостоятельно найти интересующие их разъяснения. А если кто не найдет, то госоргану не придется каждый раз формировать развернутый ответ, можно будет просто дать ссылку на уже готовое разъяснение, размещенное в базе.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

Новые публикации

Все публикации
Книга для потребителей и продавцов энергии — путеводитель по судебной практике в энергетике и ЖКХ.

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.