Обзор новелл Федерального закона № 296-ФЗ

10 июля 2023 г. подписан Федеральный закон № 296-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 296-ФЗ), который внёс существенные изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС).

Изменения вступают в силу с 1 октября 2023 г. (за некоторыми исключениями). К наиболее важным из них относятся поправки, затрагивающие:

1) условия концессионных соглашений (далее – КС, концессии);
2) вопросы финансового участия концедента в реализации КС;
3) порядок заключения КС.

Новые правила не применяются к заключению концессионных соглашений на основании частных концессионных инициатив, размещенных на сайте torgi.gov.ru до 1 октября 2023 года.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

1. Детализированы формы финансового участия концедента в реализации концессий.

Финансовое участие концедента может осуществляться в следующих формах:

1) капитальный грант (финансирование концедентом на этапе создания/реконструкции объекта КС части расходов на создание/реконструкцию объекта КС).

Размер капитального гранта не может превышать 80 % расходов на создание/реконструкцию объекта КС.

2) плата концедента (возмещение и (или) финансовое обеспечение на этапе эксплуатации объекта КС расходов концессионера на создание/реконструкцию объекта КС, использование (эксплуатацию) объекта КС и иного имущества, в том числе на техническое обслуживание объекта КС).

Плата концедента может быть выплачена поэтапно, после ввода отдельных объектов.

3) возмещение недополученных концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта КС.

Такое возмещение не может превышать размер определенного КС минимального гарантированного дохода концессионера от использования (эксплуатации) объекта КС за вычетом фактически полученных доходов концессионера от использования (эксплуатации) объекта КС, доходов в виде субсидий и иных платежей концессионеру.

Предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание/реконструкцию объекта КС, а также на использование (эксплуатацию) объекта КС и иного имущества. Размер финансового участия концедента/порядок его определения должен быть указан в решении о заключении КС (за исключением случая, когда такое условие является критерием конкурса), а также в самом КС.

2. Уточнён перечень существенных и иных условий КС.

1.1. Введено новое существенное условие – размер, порядок определения и условия финансового участия концедента (в случае, если КС предусматривает финансовое участие концедента).

1.2. Законодательно подтверждено опциональное условие КС – обстоятельства, наступление которых может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению концессионером обязательств по КС и (или) возникновению у него дополнительных расходов/недополученных доходов (далее – особые обстоятельства), и последствия наступления особых обстоятельств. К таким последствиям Закон о КС относит, в частности, обязательство концедента по возмещению дополнительных расходов и (или) компенсации недополученных доходов концессионера.

3. Впервые закреплены единые требования к концессионерам.

Концессионер должен соответствовать следующим требованиям:
1) непроведение ликвидации юридического лица;
2) отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве);
3) неприостановление деятельности юридического лица;
4) отсутствие регистрации юридического лица в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ.

4. Введено понятие «техническое обслуживание» концессионного имущества.

Это мероприятия, направленные на поддержание объекта КС в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий должен устанавливаться КС.

Концессионер обязан осуществлять за свой счет техническое обслуживание объекта концессии, если иное не установлено КС.

 

5. Уточнён порядок заключения концессий.

5.1. Предусмотрено, что с 1 марта 2024 года открытый конкурс может проводиться в электронной форме на электронной площадке, а с 1 января 2026 года открытый конкурс будет проводиться исключительно в электронной форме. Порядок проведения конкурса в электронной форме содержит новая глава 3.1 Закона о КС.

5.2. Установлено, что заявка на участие в конкурсе может быть обеспечена не только задатком, но и безотзывной банковской гарантией. Банковская гарантия может быть выдана ВЭБ.РФ[1].

5.3. Конкретизированы сроки возврата концедентом задатка/отказа от своих прав по банковской гарантии (5 раб. дней со дня заключения КС)[2].

5.4. Уточнены сроки заключения КС по итогам проведения конкурса – не ранее 10 дней со дня размещения протокола о результатах проведения конкурса на официальном сайте (сейчас – в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса).

5.5. Установлен срок уведомления потенциального концессионера о принятом концедентом решении по итогам рассмотрения частной инициативы – не позднее 10 дней со дня принятия решения (о возможности заключения КС на представленных условиях, о возможности заключения на иных условиях, о невозможности заключения КС).

5.6. Предусмотрено, что форму заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение КС (при размещении частной инициативы на официальном сайте) утвердит Правительство РФ.

При этом уточнено, что лицо, представляющее заявку о готовности к участию в конкурсе, вправе изменить или отозвать свою заявку в любое время до истечения срока представления такой заявки.

5.7. Продлен срок рассмотрения уполномоченным органом измененного предложения о заключении КС и измененного проекта КС в рамках рассмотрения частной инициативы – 10 раб. дней (сейчас 3 календарных дня).

5.8. Установлены виды решений, принимаемых уполномоченным органом в случае несогласования измененного предложения о заключении КС и (или) измененного проекта КС:

1) о повторном проведении переговоров в форме совместного совещания;
2) о невозможности заключения КС на условиях, представленных в измененном предложении, с указанием причин отказа.

5.9. Установлен срок принятия решения уполномоченным органом о заключении КС на конкурсе в случае поступления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение КС от иных лиц (при размещении частной инициативы на официальном сайте) – не позднее 45 раб. дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе (сейчас срок отсутствует).

5.10. В конкурсной документации может быть предусмотрена обязанность лица, с которым заключено КС, возместить инициатору расходы на подготовку предложения о заключении КС. Предельный размер возмещения будет установлен Правительством РФ.

 


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике

Новые публикации

Все публикации
Книга для потребителей и продавцов энергии — путеводитель по судебной практике в энергетике и ЖКХ.

Сборник решений Верховного Суда

Почта: info@zhane.ru
Телеграм: t.me/zhane_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.